Корпоративный ЗОЖ: зачем он нужен и какой дает эффект?

Интерес к спорту не только сотрудников, но и всех россиян резко вырос на волне ковидных ограничений. Согласно различным исследованиям, этот показатель вырос в 2-3 раза. С возвращением к нормальному образу жизни, конечно же, популярность домашних тренировок стала снижаться в силу сокращения свободного времени на занятия спортом. Но запрос на поддержку здорового жизни у сотрудников остался. Более того, некоторые виды спорта (например, йога) помогают сотрудникам поддерживать как физическое, так и эмоциональное здоровье, помогая снимать стресс.

В то же время не следует забывать о таком парадоксе, когда сотрудники ряда компаний, имея в рамках соцпакета оплаченный компанией абонемент в фитнес-центр, фактически его не посещают. То есть компания, по сути, несет убытки. Второй парадокс, с которым нередко сталкивается корпоративный сектор, организуя серию, например, сезонных спортивных мероприятий для сотрудников после работы или в выходной день, связан с соблазном сотрудников провести свое нерабочее время с родственниками, друзьями, но не с коллегами. И вот эти два примера уже свидетельствуют, что интерес сотрудников к спорту и реальная готовность им заниматься — вещи все же разные. Об этом говорят и данные свежего исследования сервисов автоматизации подбора и обработки резюме для поиска работы и сотрудников: 11% соискателей вообще не занимаются спортом. Отсюда в корпоративном сегменте возникает дилемма, какой формат поддержки и стимулирования ЗОЖ окажется рабочим инструментом. Проведя опрос своих сотрудников, в «ПСК Фарма» выработали несколько подходов к поддержке корпоративного спорта.

Первый базируется на проведении спортивных мероприятий в формате дня здоровья для коллектива в рабочее время. «При этом мероприятия стараемся предложить такие, которые вызывают интерес у разных возрастных групп. Например, в Международный день йоги сотрудники могли выбрать тот вид спортивной активности, который им ближе: дыхательная гимнастика, волейбол, футбол. Сейчас готовимся к парусной регате», — рассказывает генеральный директор «ПСК Фарма» Евгения Шапиро.

Второй подход в рамках развития корпоративного спорта сформировался по запросу самих сотрудников — любителей футбола и волейбола. «Когда на заводе появились свои команды, мы приняли решение поддержать ребят: арендуем для тренировок и игр спортивный комплекс в Дубне», — поясняет Шапиро. Присоединиться уже к сыгравшимся командам может любой сотрудник, почувствовав желание заняться этими видами спорта.

Такой целевой, точечный подход поддержки тех, кто действительно занимается спортом, и организация корпоративных мероприятий, где даже самый не спортивный человек сможет попробовать какой-то активный элемент из ЗОЖ, обеспечивают баланс затрат и эффективности корпоративных мероприятий. Например, не каждый сотрудник когда-то решится поучаствовать в регате. Здесь сразу же вступит в силу предубеждение, что это дорогой вид спорта, доступный не всем, зачем тогда тратить на это деньги. А вот если работодатель тебе оплачивает возможность хотя бы раз попробовать управлять яхтой, конечно же, сотрудник с удовольствием воспользуется предоставленным шансом.

Если спортивное мероприятие проводится с учетом интересов и увлечений сотрудников, либо предлагается попробовать что-то новое, на что сам сотрудник не решится, конечно, коллектив оценит такой подход по достоинству и будет лояльнее относиться к компании, ее руководству. Важно также не только спускать предложения сверху, но и своевременно откликаться на запросы, потребности персонала в части корпоративного спорта: появилась в компании спортивная команда — помогите им найти место для тренировок, пригласите тренера и т. д.

Еще одним элементом повышения лояльности персонала к компании через корпоративные спортивные мероприятия становится участие в них топ-менеджмента. Причем такое участие должно быть активным — сотрудники после еще не один день будут вспоминать, например, что всухую разгромили команду босса.

Таким образом, если говорить о конкретных статьях расходов, они получаются не такими и затратными для компании. В основном предприятия оплачивают аренду площадок, где проводятся спортивные мероприятия, создают мерч для командных игр, придумывает подарки победителям и организует трансфер и питание для участников.

Почему компании инвестируют в спорт и сможет ли он стать альтернативой тимбилдингам?

У каждой компании своя история принятия решения о развитии корпоративного спорта. Для кого-то стимулом стало закрепление на законодательном уровне понятия «корпоративный спорт», для других — стремление оказать содействие реализации федерального проекта «Спорт — норма жизни», согласно которому к 2030-му году спортом регулярно по стране должны заниматься 70% россиян. Для фармкомпаний же спорт и его развитие — это один из инструментов не просто популяризации здорового образа жизни, но и реальная поддержка здоровья тех, кто создает лекарственные препараты, заботясь о здоровье других. Более того, инвестиции в здоровый образ жизни сотрудников позволяют компаниям минимизировать будущие медицинские расходы, ведь занятия спортом — это залог хорошего самочувствия и настроения сотрудников.

Конечно, командные спортивные игры работают на формирование корпоративного духа, объединение и сплочение коллектива, что в свою очередь, позволяет сотрудникам разных производственных отделов лучше понимать друг друга, ценить вклад каждого в создание готовой лекарственной формы и быстрее решать возникающие на этом пути вопросы. Также спортивные мероприятия — хорошая возможность избавиться от накопившегося стресса, что затем может проявиться в повышении продуктивности и работоспособности сотрудников. Взаимосвязь активного образа жизни и продуктивности была описана не так давно в журнале Population Health Management: не занимающиеся спортом регулярно сотрудники с большей вероятностью демонстрируют презентеизм. И за счет презентеизма, кстати, компании несут до 60% потерь. «Учитывая, что на „ПСК Фарма“ сотрудники преимущественно заняты интеллектуальным трудом, им требуется разгрузка мозга — для этого нагружаем во время спортивных мероприятий тело, стараясь комбинировать нагрузки», — поясняет гендиректор предприятия.

А еще спорт стал отличной альтернативой тимбилдинговым тренингам, ведь тут тоже каждый человек способен проявить как лидерские, так и командные качества.